вторник, 15 ноября 2022 г.

Урок мужества "Их подвиги бессмертны"

 Здравствуйте, дорогие друзья и читатели блога!

15 ноября я провела с учащимися пятых классов урок мужества «Их подвиги бессмертны». Мы говорили с ребятами о героях Великой Отечественной войны, в том числе о героях-земляках.

Сначала я познакомила ребят с Николаем Масаловым, ставшим прототипом памятника воину-освободителю, установленному в Трептов-парке в Берлине.

Это было в мае, на рассвете.
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.

Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

И, погладив ласковой ладонью,
Он её на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!

И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.                 

Георгий Рублёв

Николай Масалов родился 10 декабря 1922 года в деревне Вознесенка Мариинского уезда (ныне Тисульский район Кузбасса). В декабре 1941 года призван на фронт Тисульским райвоенкоматом.

При штурме Берлина советский солдат Николай Масалов спас жизнь немецкой девочке, вынеся ее из-под вражеского огня. Этот поступок вдохновил знаменитого скульптора Евгения Вучетича на создание бронзового монумента "Воин-освободитель", установленного в берлинском Трептов-парке в 1949 году.

Спустя 73 года точная копия этого символа мужества и человечности советского воина 3 ноября 2022 года была установлена и в России — на родине Масалова в Кемеровской области.

Многие не знают, почему памятник «Воину-освободителю» решили открыть в Кемерово, если такой уже есть в Берлине? Такое решение было принято после того как имя Николая Масалова убрали из списков почётных граждан Берлина. Нет никаких гарантий, что и монумент советскому солдату с немецкой девочкой на руках, останется стоять в Трептов-парке. В такие времена мы сейчас живём.

На уроке мужества пятиклассники много работали с текстами. Они прочитали рассказ Сергея Алексеева «Бронзой поднялся в небо».

Ещё девочки и мальчики получили задание найти в книге В. Мединского «Военная история России» сведения о Панфиловской дивизии, и о сражении на Волоколамском шоссе в районе разъезда Дубосекова, где 28 солдат и сержантов этой дивизии, стояли насмерть против немецких танков.

Ребята узнали, что в том бою среди 28 героев-панфиловцев был и наш земляк, ленинск-кузнечянин Илларион Васильев, чьим именем названа одна из улиц нашего города.

Илларион Васильев родился в 1910 году в деревне Мунгат Крапивинского района в бедной крестьянской семье. Работал в сапожной артели и в совхозе. К 1937 году перебрался в Ленинск-Кузнецкий, где устроился на шахту. На фронт ушел в первые же дни войны.

16 ноября 1941 года в районе разъезда Дубосеково оборонные позиции занял истребительный взвод четвертой роты во главе с политруком Василием Клочковым. Отразив атаку роты фашистских автоматчиков, 28 гвардейцев встретили 20 танков противника. Бой длился более четырех часов, но фашисты не смогли прорваться через рубеж, удерживаемый небольшой ротой советских солдат. Четырнадцать танков неподвижно застыли на поле боя. Но многих недосчитались и панфиловцы: погибли 12 человек.

Не успели панфиловцы перевязать раненых и похоронить погибших, как к окопу двинулись 30 новых танков противника. Четыре машины подбил в этой схватке Илларион, а пятый танк зажег. Вторую танковую атаку советские воины тоже отбили. Но этого Васильев уже не помнил. Помнил лишь, как политрук Клочков бросился на немецкий танк со связкой гранат. Тогда и Васильев бросил свою последнюю гранату, рядом взметнулся взрыв, и солдат упал без сознания.

Много дней его считали погибшим. Но Илларион Васильев выжил; хотя получил семь глубоких осколочных ранений и потерял немало крови. Трое суток после боя полз по заснеженному полю и лесу, ища какое-нибудь важное подразделение. Он был без сознания, когда его подобрали конные разведчики генерала Доватора и доставили в медсанбат.

1 июля 1942 года всем участникам боя на Волоколамском шоссе присвоено звание Героя Советского Союза. Об этом Васильев узнал не сразу: около года врачи госпиталя боролись за его жизнь, сделав несколько сложных операций.

Из книги «Детям о Великой Отечественной войне» ребята узнали о Сталинградской битве и об обороне Дома Павлова, длившейся 58 героических дней.

«Разведывательно-штурмовая группа из четырёх солдат, возглавляемая сержантом Павловым, захватила четырёхэтажный дом и закрепилась в нём. На третьи сутки в дом прибыло подкрепление под командованием старшего лейтенанта Афанасьева, доставившее пулемёты, противотанковые ружья (позднее – ротные миномёты) и боеприпасы, и дом стал важным опорным пунктом в системе обороны полка и всей дивизии. Немцы организовывали атаки по нескольку раз в день. Каждый раз, когда немецкие солдаты или танки пытались вплотную приблизиться к дому, его защитники встречали их шквальным огнём из подвала, окон и с крыши.

Всё время обороны Дома Павлова (с 23 сентября по 25 ноября 1942 года) в подвале находились мирные жители, пока советские войска не перешли в контратаку".

Ребят восхитил подвиг лётчика Михаила Девятаева, который совершил побег из немецкого плена, угнав с группой товарищей вражеский самолёт. Факты об этом подвиге школьники нашли в книге «Военная история России».

Думаю, что пятиклассники надолго запомнят этот урок мужества, где они познакомились с героическим прошлым нашей Родины.

Источники:

·         https://www.kem.kp.ru/daily/26378/3257154/

·         Алексеев, С. П. Книга для чтения по истории нашей Родины (с 1670 по 1945 год) : пособие для учащихся 5 класса / С. П. Алексеев. – Москва : Просвещение, 1991. – 206 с. : ил. – ISBN 5-09-001895-2. – Текст : непосредственный.

·         Детям о Великой Отечественной войне : книга для учащихся начальных классов. – Москва : Просвещение, 2022. – 128 с. : ил. – ISBN 978-5-09-098249-8. - Текст : непосредственный.

·         Мединский, В. Р. Военная история России : учебное пособие для общеобразовательных организаций / В. Р. Мединский, М. Ю. Мягков, Ю. А. Никифоров. – Москва : Абрис, 2019. – 456 с. – (Российское военно-историческое общество – школьнику). – ISBN 978-5-00111-594-6. - Текст : непосредственный. 

46 комментариев:

  1. Лариса, какое интересное мероприятие ты провела с ребятами. Дети должны знать героев своей страны. Мне очень нравится памятник Воину-Освободителю в нашем областном центре. Какое чудесное стихотворение ты опубликовала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Ира! Конечно, дети должны знать наших героев. Мне тоже нравится стихотворение Георгия Рублёва.

      Удалить
  2. Ей-Богу, не знаю, реально ли воспринимает молодняк историю. Или для них это только вариант компьютерной стрелялки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Семён! Молодёжь надо воспитывать в духе наших побед. Вода камень точит.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Лариса Витальевна! Всё верно, надо рассказывать ребятам! Отличная тема для информационного часа!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Осень, учителя болеют, меня ставят на замену. А я не против поговорить с детьми на патриотические темы. Материал готовый всегда под рукой.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Лариса Витальевна. Вы делаете очень важное дело. Вы воспитываете патриотизм. Этим должны бы заниматься и СМИ, особенно сейчас. Я часто слушаю Девятова, который постоянно говорит, что война прежде всего война смыслов. К сожалению, после перестройки вся идеология, образование стали следовать идеалам чуждой нам культуры. Вы и Ваши единомышленники, восполняете этот пробел. В нашем техногенном мире мы, гуманитарии, отошли на заднй план. А ведь мы занимаемся главным - душами. И сколько примеров того, как люди выживали в сложнейших условиях, когда вроде бы все обстоятельства были против них, благодаря силе духа. Вся русская литература учит нас этому. Помню, меня не было в России шесть лет. И когда я приехала я была в шоке от речи дикторов и актёров кино. Насколько она стала нерусская. Появились такие агрессивные интонации и другая мелодика. Жаль. Ведь как приятно слушать советских дикторов, наших знменитых актёров старой школы. Именно таким незаметным с первого взгляда, вроде бы невинным образом, прививается этот европоцентризм.
    Так что, замечательный почин. Побольше бы таких библиотекарей, филологов, как Вы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Хилола! Надо постоянно рассказывать детям о наших героях, не только накануне праздничных дат. А про дикторов и актёров, тут я с Вами полностью согласна.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Лариса Витальевна!
    Герои живы пока мы о них помним. А нам есть чем гордиться - наши деды и прадеды отвоевали мир у фашизма. Ну а мы, библиотекари, всегда будет рассказывать и о героях, и о книгах, этих героев прославляющих.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Согласна с Вами, что мы, библиотекари всегда готовы рассказать детям о героях нашей Родины, порекомендовать книги, где можно о них прочитать.

      Удалить
  6. Boa noite minha querida amiga Larissa. Passando para desejar uma excelente quarta-feira.

    ОтветитьУдалить
  7. Лариса Витальевна,доброе утро! На одном дыхании прочитала Ваш пост! Очень интересный материал! Мы гордимся своими земляками,настоящими героями! И дети должны это знать и помнить их подвиги!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Владимировна! Очень рада Вашему комментарию. Да, нам есть кем гордиться, и дети должны знать наших героев, благодаря которым мы сейчас живём в свободной стране.

      Удалить
  8. Belle queste lezioni per fare conoscere la storia ai ragazzi in modo differente dal solito

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Buon pomeriggio Stefania! I bambini dovrebbero essere presentati agli eroi della loro patria. Grazie per la vostra risposta!

      Удалить
  9. Hello Larisa. Your lesson looks very impressive. Thanks to your article, I also learned new information. Have a good week :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. I am glad that I introduced you to some facts of the history and present of my Motherland. Thanks for the comment!

      Удалить
  10. Да, я думаю, это сильнее действует на детские, да и не только детские, души, когда мы узнаем о подвиге близких нам людей. Близких- я имею в виду земляка, соседа, знакомого, родственника....Хороший урок, Лариса Витальевна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Викторовна! Полностью с Вами согласна. Особенно детям надо рассказывать о земляках-героях, чтобы они проникались и гордились их подвигами.

      Удалить
  11. Здравствуйте, Лариса Витальевна! Я считаю, что детям нужно рассказывать о героях войны, особенно героях своего края. Ведь их именами названы улицы, библиотеки, а кто эти люди... Стыдно, что не только дети, но и взрослые не знаю, почему улица названа в честь кого-то...
    Вы выполняете очень нужную, благородную миссию - несёте нашим детям знания о Героях!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Правильно Вы говорите, не только дети, но и взрослые не знают, в чью честь названа та или иная улица. А дети должны знать наших героев.

      Удалить
  12. Лариса, замечательное мероприятие. Актуальное и очень важное именно сейчас, когда имена наших героев так стараются стереть из истории и памяти людей.
    Очень захотелось такое же провести в своей школе.
    Спасибо, дорогая Лариса, за вдохновение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена! Надо передавать молодому поколению гордость за наших героев. Рада, что вдохновила на патриотическую деятельность. Думаю, что у Вас прекрасное получится мероприятие.

      Удалить
  13. Здравствуйте, Лариса Витальевна! Какое интересное и нужное мероприятие, спасибо за интересный пост.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Зоя! Да, такие уроки патриотизма нужны детям, чтобы не забывали своих героев.

      Удалить
  14. Спасибо за этот урок о Героях.

    Приятно посещать этот удивительный блог.
    Привет из Индонезии.
    я слежу за твоим блогом

    ОтветитьУдалить
  15. Boa tarde e bom sábado minha querida amiga Larissa.

    ОтветитьУдалить
  16. Здравствуйте, Лариса Витальевна!
    Согласна со всеми предыдущими комментаторами, что это очень важное и нужное мероприятие.
    Хочется отметить элемент интерактивности: дети не только слушали информацию, но и сами осуществляли поиск в книгах.
    Да и мы, читая Ваш пост, много узнали и освежили в памяти.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина Валерьевна! Важно, что дети поработали с книгами и узнали, где можно найти доступный материал о Великой Отечественной войне.

      Удалить
  17. Uma excelente tarde de terça-feira minha querida amiga Larissa.

    ОтветитьУдалить
  18. Лариса Витальевна, добрый день! Мне тоже было интересно читать этот материал, особенно понравилось, что есть краеведение.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Ивановна! Спасибо, что заглянули в мой блог!

      Удалить
  19. Правильное мероприятие, Лариса, и очень важное, особенно сейчас. Хорошо, что дети искали материал сами, и, может быть самостоятельно сделали выводы. В нынешних условиях развивать критическое мышление становится задачей № 1. Понимаю, что в условиях школы не всегда возможно, но нужно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! Да, знакомить детей с нашими героями важно. Работа с патриотическими книгами очень подходит для этой задачи. Спасибо за Ваш комментарий!

      Удалить
  20. Buon Natale a te e a tutti coloro che porti nel cuore.

    ОтветитьУдалить