Небольшая повесть Риталия Заславского "Тяпа" о маленькой преданной собаке, потерявшей
хозяев и дом в военное время...
Затем прошло обсуждение по книге. Нам с Татьяной Николаевной понравилась активность ребят, они запомнили многие детали, грамотно отвечали на наши вопросы, не боялись высказать своё мнение.
Вопросы
и ответы обсуждения по повести Р. Заславского «Тяпа»:
1. Каким
был Тяпа в счастливые моменты своей жизни? Вспомните эти эпизоды.
(Тяпа был весёлым,
радостным, прыгучим, звонко лаял, повизгивал, вилял обрубком хвоста. Он
припадал на передние лапы, крутился вокруг хозяина, приглашая его побегать с
ним.)
2. На
что обиделся Тяпа?
(Хозяева перестали с ним гулять, выпускали его одного на
улицу. Перестали обращать на него внимание.)
3. Какие
перемены встревожили Тяпу?
(Большой раскрытый чемодан,
куда положили те предметы, которые хозяева раньше никогда не трогали. Ещё его
встревожил гул, который пробивался, через толстые стены кирпичного дома.)
4. Что
означал этот гул?
(Гул означал, что рядом шли боевые действия. Началась
война.)
5. Как
Тяпа потерял своих хозяев?
(Тяпу выпустили одного на
прогулку, а он увязался за хорошенькой болонкой и пробегал несколько часов.
Когда пёс вернулся хозяев уже не было).
6. Что
произошло с хозяевами Тяпы, когда он отсутствовал?
(Яновские – хозяева Тяпы – срочно уехали в эвакуацию,
так как за ними пришла машина с военным.)
7. Какая
опасность встретилась Тяпе на улице, когда он впервые покинул свой дом после
отъезда хозяев?
(Двое чужих зелёно-серых выстрелили в Тяпу).
8. Кто
такие «зелёно-серые»?
(Зелено-серые – это немецкие солдаты).
9. С
какими трудностями столкнулся Тяпа, став бродячим псом?
(Тяпа голодал, питался
объедками, страдал от холода. Он столкнулся с жестокостью человека, кто-то пнул
его в живот, когда он уснул на половичке перед дверью.)
10.
Кто помог Тяпе в самый трудный момент его
бродячей жизни?
(Старый ветеринар приютил
Тяпу у себя дома, найдя его живого под деревом).
11.
Почему,
несмотря на уход и участие новых хозяев, жизнерадостность не
возвращалась к Тяпе?
(Тяпа пережил длительное
потрясение, жестокость).
12.
Что предпринял старый ветеринар, чтобы
вернуть Тяпе радость жизни?
(Ветеринар узнал, что
вернулся старый хозяин Тяпы, писатель Юрий Иванович Яновский. Ветеринар написал
ему открытку, чтобы он забрал Тяпу.)
13.
Как отреагировал Тяпа на появление своего
старого хозяина?
(Тяпа отреагировал даже на
стук в дверь своего старого хозяина. Пёс вскочил, наклонил голову и начал
слушать. Когда вошёл Яновский, Тяпа
взвыл, закричал, заскулил. Рванулся к двери, загавкал, пытаясь что-то
рассказать, выговорить и от невозможности сделать это, задыхался и плакал. Тяпа
прижимался к Юрию Ивановичу, лизал ему лицо и руки. И вдруг обмяк и затих.)
14.
Что же в итоге произошло?
(Преданное собачье сердце
не выдержало такой бурной радости встречи со своим прежним хозяином. Тяпа
умер.)
15.
Как вы думаете, почему ни одна собака в мире
не считает обыкновенную преданность чем-то необычным?
(Для собак преданность –
само собой разумеющееся состояние. Для собаки это естественно, быть преданным
своему хозяину. Люди, к сожалению, не всегда обладают такими качествами, как
преданность другу и верность долгу).
В
конце мероприятия мы порекомендовали четвероклассникам прочитать следующие
книги о собаках: А. П. Чехов «Каштанка», А. И. Куприн «Белый пудель», Н. Г. Гарин-Михайловский
«Тёма и жучка», Е. Н. Чарушин «Верный Трой», Г. Н. Троепольский «Белый Бим Чёрное
ухо».
Люблю подобные уроки!
ОтветитьУдалитьГлавное на уроке - текст. И более ничего не надо. Если ребята переживают, сопереживают, понимают текст, то это говорит о них как о грамотных читателях.
Тандем учитель - библиотекарь всегда великолепен!
Спасибо, Лариса Витальевна, за рассказ об уроке и книге!
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Текст повести вызвал сопереживание ребят однозначно. Видели бы Вы, как внимательно ребята слушали моё чтение. Спасибо учителю, Ольге Владимировне, её дети показали себя с лучшей стороны!
УдалитьСлава Богу, пока нет войны! Надо только видеть, как наш Серый встречает нас с мамой когда кто-то из нас возвращается домой!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Семён! Да, слава Богу, что нет войны! Хотя времена сейчас, отнюдь, не лёгкие. Всё можно пережить, лишь бы не было войны.
УдалитьЛариса, какой интересный урок вы провели с Татьяной Николаевной. Я думаю, что после вашего урока всем ребятам захочется полностью прочитать книгу.
ОтветитьУдалитьЗдравствуй, Ира! Детям и учителю понравилось наше мероприятие. Книга грустная, заставляет переживать. Но дети и такие книги должны читать.
УдалитьЛариса, как же хорошо у Вас вышло! Замечательная идея. Когда я была школьницей, по субботам мы смотрели фильмы Образцова, в которых он рассказывал о животных и о любви к ним.
ОтветитьУдалитьУверена в том, что дети после таких книг и после таких уроков становятся добрее.
Здравствуйте, Хилола! Согласна с Вами полностью. Детям нужны такие книги и уроки. Надеюсь, что этот урок надолго останется в памяти у ребят.
УдалитьЗдравствуйте, Лариса Витальевна!
ОтветитьУдалитьМне тоже очень нравится эта книга. И она есть в библиотеке. Может и мне провести подобное мероприятие? Спасибо за вопросы.
Здравствуйте, Антонина Валерьевна! Для того я и опубликовала вопорсы, чтобы ими воспользовались в работе учителя и библиотекари. Конечно проведите мероприятие по этой книге, тем более, что она у Вас есть.
УдалитьЗдравствуйте, лариса Витальевна! Да-да, помню такую книжку. Несколько лет назад мы проводили обсуждение с ребятами и совместно с соседней муниципальной библиотекой.
ОтветитьУдалитьЗамечательно, что у Вас есть возможность встречаться с ребятами!!!
Такие уроки детям очень интересны! Коллективный поход в библиотеку, вообще, любят!
Здравствуйте, Людмила фёдоровна! Мы сейчас располагаемся в лицее (в нашей гимназии никак не закончится ремонт). Дети начальных классов учатся в три смены, классных часов не ставят в расписание. Это мероприятие мы проводили в третью смену. Спасибо, что учитель пошла нам навстречу.
УдалитьОтличная книга, Лариса Витальевна!
ОтветитьУдалитьУспешный урок! По себе знаю, настроение всегда очень улучшается, если дети на уроке активны)
Спасибо, что напомнили о книге.. Надо её в свой план включить.
Здравствуйте, Светлана Викторовна! Книга замечательная, надо о ней детям рассказывать.
УдалитьЛариса, когда происходит знакомство детей с хорошей книгой и при этом люди испытывают одинаковые чувства жалости, боли, сострадания, то мир становится лучше.
ОтветитьУдалитьЭто замечательная книга и замечательная встреча с детьми.
Здравствуйте, Елена Сергеевна! Будем делать мир лучше, благодаря встречам детей с добрыми книгами.
УдалитьЗдравствуйте, Лариса Витальевна! Нужная книга для наших юных читателей и, произведения Чехова, Куприна, Чарушина и Троепольского. Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Светлана Фёдоровна! Необходимо знакомить детей с такими книгами. Спасибо за Ваш отклик!
Удалить