воскресенье, 13 декабря 2020 г.

Обсуждение с учащимися повести Риталия Заславского "Тяпа"

   10 декабря отмечается Международный день защиты Прав Животных, который был утверждён в 1998 году. К этому Дню мы с Татьяной Николаевной Палатовой, заведующей библиотекой МБОУ ДПО «НМЦ» провели с учащимися 4 «Б» класса гимназии № 18 обсуждение по книге Риталия Заславского «Тяпа».

Небольшая повесть Риталия Заславского "Тяпа"  о маленькой преданной собаке, потерявшей хозяев и дом в военное время... Происходящее описывается глазами собаки, перенёсшей глубочайшее потрясение. Эту повесть невозможно читать без слёз. Думаю, что и ребят она тронула до глубины души.

       Сначала четвероклассники внимательно прослушали сокращённый текст повести, который я читала с презентации.

       Затем прошло обсуждение по книге. 
       
Нам с Татьяной Николаевной понравилась активность ребят, они запомнили многие детали, грамотно отвечали на наши вопросы, не боялись высказать своё мнение.

Вопросы и ответы обсуждения по повести Р. Заславского «Тяпа»:

1.   Каким был Тяпа в счастливые моменты своей жизни? Вспомните эти эпизоды.

(Тяпа был весёлым, радостным, прыгучим, звонко лаял, повизгивал, вилял обрубком хвоста. Он припадал на передние лапы, крутился вокруг хозяина, приглашая его побегать с ним.)

2.   На что обиделся Тяпа?

(Хозяева перестали с ним гулять, выпускали его одного на улицу. Перестали обращать на него внимание.)

3.   Какие перемены встревожили Тяпу?

(Большой раскрытый чемодан, куда положили те предметы, которые хозяева раньше никогда не трогали. Ещё его встревожил гул, который пробивался, через толстые стены кирпичного дома.)

4.   Что означал этот гул?

(Гул означал, что рядом шли боевые действия. Началась война.)

5.   Как Тяпа потерял своих хозяев?

(Тяпу выпустили одного на прогулку, а он увязался за хорошенькой болонкой и пробегал несколько часов. Когда пёс вернулся хозяев уже не было).

6.   Что произошло с хозяевами Тяпы, когда он отсутствовал?

(Яновские – хозяева Тяпы – срочно уехали в эвакуацию, так как за ними пришла машина с военным.)

7.   Какая опасность встретилась Тяпе на улице, когда он впервые покинул свой дом после отъезда хозяев?

(Двое чужих зелёно-серых выстрелили в Тяпу).

8.   Кто такие «зелёно-серые»?

(Зелено-серые – это немецкие солдаты).

9.   С какими трудностями столкнулся Тяпа, став бродячим псом?

(Тяпа голодал, питался объедками, страдал от холода. Он столкнулся с жестокостью человека, кто-то пнул его в живот, когда он уснул на половичке перед дверью.)

10.               Кто помог Тяпе в самый трудный момент его бродячей жизни?

(Старый ветеринар приютил Тяпу у себя дома, найдя его живого под деревом).

11.               Почему,  несмотря на уход и участие новых хозяев, жизнерадостность не возвращалась к Тяпе?

(Тяпа пережил длительное потрясение, жестокость).

12.               Что предпринял старый ветеринар, чтобы вернуть Тяпе радость жизни?

(Ветеринар узнал, что вернулся старый хозяин Тяпы, писатель Юрий Иванович Яновский. Ветеринар написал ему открытку, чтобы он забрал Тяпу.)

13.               Как отреагировал Тяпа на появление своего старого хозяина?

(Тяпа отреагировал даже на стук в дверь своего старого хозяина. Пёс вскочил, наклонил голову и начал слушать.  Когда вошёл Яновский, Тяпа взвыл, закричал, заскулил. Рванулся к двери, загавкал, пытаясь что-то рассказать, выговорить и от невозможности сделать это, задыхался и плакал. Тяпа прижимался к Юрию Ивановичу, лизал ему лицо и руки. И вдруг обмяк и затих.)

14.               Что же в итоге произошло?

(Преданное собачье сердце не выдержало такой бурной радости встречи со своим прежним хозяином. Тяпа умер.)

15.               Как вы думаете, почему ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным?

(Для собак преданность – само собой разумеющееся состояние. Для собаки это естественно, быть преданным своему хозяину. Люди, к сожалению, не всегда обладают такими качествами, как преданность другу и верность долгу).

В конце мероприятия мы порекомендовали четвероклассникам прочитать следующие книги о собаках: А. П. Чехов «Каштанка», А. И. Куприн «Белый пудель», Н. Г. Гарин-Михайловский «Тёма и жучка», Е. Н. Чарушин «Верный Трой», Г. Н. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо».

18 комментариев:

  1. Люблю подобные уроки!
    Главное на уроке - текст. И более ничего не надо. Если ребята переживают, сопереживают, понимают текст, то это говорит о них как о грамотных читателях.
    Тандем учитель - библиотекарь всегда великолепен!
    Спасибо, Лариса Витальевна, за рассказ об уроке и книге!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Текст повести вызвал сопереживание ребят однозначно. Видели бы Вы, как внимательно ребята слушали моё чтение. Спасибо учителю, Ольге Владимировне, её дети показали себя с лучшей стороны!

      Удалить
  2. Слава Богу, пока нет войны! Надо только видеть, как наш Серый встречает нас с мамой когда кто-то из нас возвращается домой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Семён! Да, слава Богу, что нет войны! Хотя времена сейчас, отнюдь, не лёгкие. Всё можно пережить, лишь бы не было войны.

      Удалить
  3. Лариса, какой интересный урок вы провели с Татьяной Николаевной. Я думаю, что после вашего урока всем ребятам захочется полностью прочитать книгу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Ира! Детям и учителю понравилось наше мероприятие. Книга грустная, заставляет переживать. Но дети и такие книги должны читать.

      Удалить
  4. Лариса, как же хорошо у Вас вышло! Замечательная идея. Когда я была школьницей, по субботам мы смотрели фильмы Образцова, в которых он рассказывал о животных и о любви к ним.
    Уверена в том, что дети после таких книг и после таких уроков становятся добрее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Хилола! Согласна с Вами полностью. Детям нужны такие книги и уроки. Надеюсь, что этот урок надолго останется в памяти у ребят.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Лариса Витальевна!
    Мне тоже очень нравится эта книга. И она есть в библиотеке. Может и мне провести подобное мероприятие? Спасибо за вопросы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина Валерьевна! Для того я и опубликовала вопорсы, чтобы ими воспользовались в работе учителя и библиотекари. Конечно проведите мероприятие по этой книге, тем более, что она у Вас есть.

      Удалить
  6. Здравствуйте, лариса Витальевна! Да-да, помню такую книжку. Несколько лет назад мы проводили обсуждение с ребятами и совместно с соседней муниципальной библиотекой.
    Замечательно, что у Вас есть возможность встречаться с ребятами!!!
    Такие уроки детям очень интересны! Коллективный поход в библиотеку, вообще, любят!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила фёдоровна! Мы сейчас располагаемся в лицее (в нашей гимназии никак не закончится ремонт). Дети начальных классов учатся в три смены, классных часов не ставят в расписание. Это мероприятие мы проводили в третью смену. Спасибо, что учитель пошла нам навстречу.

      Удалить
  7. Отличная книга, Лариса Витальевна!
    Успешный урок! По себе знаю, настроение всегда очень улучшается, если дети на уроке активны)
    Спасибо, что напомнили о книге.. Надо её в свой план включить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Викторовна! Книга замечательная, надо о ней детям рассказывать.

      Удалить
  8. Лариса, когда происходит знакомство детей с хорошей книгой и при этом люди испытывают одинаковые чувства жалости, боли, сострадания, то мир становится лучше.
    Это замечательная книга и замечательная встреча с детьми.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Сергеевна! Будем делать мир лучше, благодаря встречам детей с добрыми книгами.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Лариса Витальевна! Нужная книга для наших юных читателей и, произведения Чехова, Куприна, Чарушина и Троепольского. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Фёдоровна! Необходимо знакомить детей с такими книгами. Спасибо за Ваш отклик!

      Удалить